Снижение платежеспособности населения и рост цифровизации ЖКХ — главные итоги года в сфере энергетики

На сегодняшний день в правительстве обсуждается возможность продления моратория на начисление штрафов за просрочку платежей за коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт. Представители отрасли негативно относятся к данной инициативе, так как за последнее время платежная дисциплина ухудшилась, что обусловлено снижением доходов населения. По прогнозам предприятий ЖКХ, к концу года задолженность за электро- и теплоснабжение увеличится не менее чем на 30-50 млрд рублей. Наиболее существенное сокращение уровня оплаты тепловой энергии — на 12 % — произошло в апреле. Дебиторская задолженность за потребленное тепло на 1 октября составила 176 млрд руб. По итогам года показатель может вырасти на 10 % — до 212,5 млрд рублей.

Платежи за электроэнергию также снизились в апреле-июне на 5-6 %. Причем с января по сентябрь уровень расчетов населения был на 1,7 % хуже прошлогодних показателей, в октябре — на 2,7 %, в ноябре — уже на 6 %. Управляющие компании и ТСЖ в октябре-ноябре снизили расчеты на 7 %. Общий долг населения за электроэнергию на 30 сентября 2020 года составлял 104,8 млрд рублей, организаций ЖКХ — 60,7 млрд.

Причиной накопления задолженности стало не только снижение реальных доходов россиян в прошлом году на 8 % — рекордное падение с 1999 года (тогда по итогам года падение составило 12,3 %). Мораторий на взыскание штрафов и ограничение режима потребления за неоплату определенных категорий потребителей: население, управляющие компании, ТСЖ, также стал стимулом роста долгов за электроэнергию.

Коронакризис негативно отразился на деятельности коммунально-бытовых предприятий. Но в тоже время в определенной степени именно большой объем дебиторской задолженности стал драйвером развития цифровизации в сфере ЖКХ. Применение инновационных технологий для автоматизации процессов позволяет снижать потери ресурса и, соответственно, сокращать расходы в тарифах и объем дебиторской задолженности. По прогнозам «Интэк-Строй», в 2021 году цифровизация станет более масштабной.

Цифровизация позволяет обеспечивать прозрачность отрасли и формировать базу полных, достоверных и актуальных данных — о состоянии коммунальных фондов, качестве оказываемых услуг, объемах потребления и потребителях ЖКУ. Если говорить о конкретных цифрах, то, к примеру, установка автоматических индивидуальных тепловых пунктов (АИТП) с погодным регулированием в многоквартирных домах Москвы сократила фактическое потребление ресурсов на 15 % от нормативного.

Установка «умных счетчиков» учета электроэнергии экономит время на передачу показателей вручную, так как интеллектуальные приборы сами транслируют данные о потреблении ресурсов в режиме онлайн и снижают размеры платежей на 30 % благодаря точному учету.

Цифровизация сферы ЖКХ — это первый этап перехода к «умному» городу, жизнь в котором будет комфортнее, безопаснее и дешевле благодаря интеллектуальным решениям в управлении городской инфраструктурой — транспортом, энергетикой, тепло- и водоснабжением, безопасностью. Системы интеллектуальных населённых пунктов постепенно внедряются во всех городах России и демонстрируют свою эффективность. Так, в Таганроге, например, было установлено на улицах города более 11 тысяч энергосберегающих светильников, подключенных к единому автоматизированному центру. Таким образом управление освещением стало автоматическим, что позволило администрации города экономить до 60 % электроэнергии в год.

В 2021 году ожидается вступление в силу новых правил, касающихся компенсаций по ЖКХ для определенных категорий потребителей. Возможно, государственные субсидии позволят частично решить вопрос дебиторской задолженности и стимулируют россиян регулярно оплачивать ЖКУ, а не копить долги.

Материал подготовлен Артемом Евлановым, генеральным директором компании «ИНТЭК-Строй».

Источник: Компания «Интек-Строй»