Указом Президента РФ о мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (от 30.03.2022 г. № 166) были определены сроки перехода на российское ПО в энергетическом секторе. Однако, реальное положение вещей требует пересмотра этих сроков. Ситуацию прокомментировали представители компаний, реализующих проекты цифровизации в промышленности и энергетике.
Генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов:
Основные причины, создающие препятствия в процессе перехода предприятий энергосектора на отечественные ИТ-решения, заключаются в сложностях организационного характера, факторах, непосредственно влияющих на повышение расходов энергетиков, а также в профессиональных нюансах.
Точное исполнение указа президента РФ об импортозамещении в энергетике предписывает замену любых ИТ-решений, используемых в отрасли – то есть как программно-аппаратных комплексов (ПАК), так и программного обеспечения (ПО). Учитывая, что совокупность этих решений поддерживает работу всех отраслевых процессов, физическая замена компонентов этой системы жизнеобеспечения ТЭК означает вынужденный вывод из эксплуатации и простой целых кластеров оборудования. Для фактического внедрения российских ИТ-решений приходится выключать даже так называемое первичное оборудование – трансформаторы и генераторы. При этом для реализации всего комплекса пусконаладочных работ и настройки нового оборудования требуется серьёзный срок — от 2 до 6 месяцев. Помимо организационных сложностей, такой длительный простой ведёт к серьёзным издержкам для энергетиков, а в масштабе страны вообще чреват риском энергодефицита.
Есть и чисто профессиональные сложности. Есть сегменты ТЭК, где ранее почти исключительно использовались зарубежные ИТ-решения, а отечественные разработчики и производители ПАК пока не успели нарастить экспертизу, т.е. на рынке либо вовсе не представлены российские решения, либо очевиден недостаток опыта поставщиков в части ИТ-сервиса. Такая проблема наблюдается, в частности, в отношении газотурбинных установок.
Понимание высокой вероятности непредвиденных расходов в процессе импортозамещения побудило энергетиков искать пути их компенсации. Так, эксперты комиссии Госсовета по энергетике в ходе недавнего совещания, повестка которого была посвящена вопросам импортозамещения в отрасли, предложили добавить сумму, эквивалентную затратам энергетиков, в структуру платежей промышленных потребителей энергии, фактически переложив все расходы на их плечи.
Сейчас энергетики концентрируют свои усилия в двух направлениях – создании альтернативной модели финансирования отрасли для замещения иностранных ИТ-решений, а также пересмотре сроков полного перехода на отечественные ПО и ПАК. Минэнерго и комиссия Госсовета по энергетике выступали с инициативами рассмотреть другие варианты финансирования импортозамещения, а также разработать типовые решения, которыми компании энергосектора смогут руководствоваться в различных ситуациях. Общая суть предложений сводится к необходимости определить размер ожидаемых затрат, а затем заложить эти суммы в бюджет.
Руководитель направления по работе с предприятиями ТЭК компании САТЕЛ Тимур Рахимов:
Под действие указа президента РФ об импортозамещении в энергетике подпадают любые виды ИТ-решений, используемых на предприятиях отрасли — как программно-аппаратные комплексы (ПАК), так и программное обеспечение (ПО). Это означает, что, если ранее предприятие преимущественно пользовалось зарубежными решениями, то теперь приходится менять практически всю технологическую и ИТ-инфраструктуру. Поэтому российские разработчики уделяют повышенное внимание решению задачи совместимости решений, которые интегрируются в системы предприятия, и используемых на нём зарубежных программных продуктов и ПАК. Отечественные ИТ-компании действуют в связке со специалистами предприятий и выстраивают план-график мероприятий по инсталляции решений, последовательно охватывая один кластер оборудования за другим.
Детальное планирование всех операций по объединению действующего иностранного ПО и российских решений критически важно для предотвращения дополнительных расходов предприятия. Чтобы избежать издержек, связанных с выводом производственных систем из эксплуатации, необходимо заранее учесть все «подводные камни», которые могут всплыть при настройке совместимости решений. Поэтому так важно, чтобы разработчики и представители предприятий ТЭК работали в команде и заблаговременно согласовывали все шаги.
Если говорить об оптимальном сроке перехода компаний энергосектора на отечественные решения, то сложно выделить какой-то определённый период для всей отрасли, очевидно лишь, что это должен быть более поздний срок, чем обозначенный 2025 год. На действующих объектах ТЭК надо в индивидуальном порядке определять сроки проведения мероприятий по внедрению российских ПАК и ПО, согласовываясь с утверждённым графиком активностей в области модернизации и ремонтных работ на предприятии. В то же время некоторые крупные компании уже провели предварительную оценку необходимых преобразований и сформулировали желаемый срок перехода. Группа «Россети» предложила 2026 год в качестве оптимального срока в отношении ПО и 2028 год – в отношении ПАК. Что касается оценки той доли, которую на данный момент продолжают занимать иностранные решения среди всей совокупности ПАК и ПО на предприятиях ТЭК, то она в целом остаётся достаточно высокой, что подтвердили аналитики Минэнерго.
#цифровизация #технологическаяНезависимость
Энергетические компании оценили сроки перехода на российские IT-решения в энергетике
- Вчера в 17:03
- 31
- Поделиться
- Пожаловаться
Указом Президента РФ о мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (от 30.03.2022 г. № 166) были определены сроки перехода на российское ПО в энергетическом секторе. Однако, реальное положение вещей требует пересмотра этих сроков. Ситуацию прокомментировали представители компаний, реализующих проекты цифровизации в промышленности и энергетике.
Генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов:
Основные причины, создающие препятствия в процессе перехода предприятий энергосектора на отечественные ИТ-решения, заключаются в сложностях организационного характера, факторах, непосредственно влияющих на повышение расходов энергетиков, а также в профессиональных нюансах.
Точное исполнение указа президента РФ об импортозамещении в энергетике предписывает замену любых ИТ-решений, используемых в отрасли – то есть как программно-аппаратных комплексов (ПАК), так и программного обеспечения (ПО). Учитывая, что совокупность этих решений поддерживает работу всех отраслевых процессов, физическая замена компонентов этой системы жизнеобеспечения ТЭК означает вынужденный вывод из эксплуатации и простой целых кластеров оборудования. Для фактического внедрения российских ИТ-решений приходится выключать даже так называемое первичное оборудование – трансформаторы и генераторы. При этом для реализации всего комплекса пусконаладочных работ и настройки нового оборудования требуется серьёзный срок — от 2 до 6 месяцев. Помимо организационных сложностей, такой длительный простой ведёт к серьёзным издержкам для энергетиков, а в масштабе страны вообще чреват риском энергодефицита.
Есть и чисто профессиональные сложности. Есть сегменты ТЭК, где ранее почти исключительно использовались зарубежные ИТ-решения, а отечественные разработчики и производители ПАК пока не успели нарастить экспертизу, т.е. на рынке либо вовсе не представлены российские решения, либо очевиден недостаток опыта поставщиков в части ИТ-сервиса. Такая проблема наблюдается, в частности, в отношении газотурбинных установок.
Понимание высокой вероятности непредвиденных расходов в процессе импортозамещения побудило энергетиков искать пути их компенсации. Так, эксперты комиссии Госсовета по энергетике в ходе недавнего совещания, повестка которого была посвящена вопросам импортозамещения в отрасли, предложили добавить сумму, эквивалентную затратам энергетиков, в структуру платежей промышленных потребителей энергии, фактически переложив все расходы на их плечи.
Сейчас энергетики концентрируют свои усилия в двух направлениях – создании альтернативной модели финансирования отрасли для замещения иностранных ИТ-решений, а также пересмотре сроков полного перехода на отечественные ПО и ПАК. Минэнерго и комиссия Госсовета по энергетике выступали с инициативами рассмотреть другие варианты финансирования импортозамещения, а также разработать типовые решения, которыми компании энергосектора смогут руководствоваться в различных ситуациях. Общая суть предложений сводится к необходимости определить размер ожидаемых затрат, а затем заложить эти суммы в бюджет.
Руководитель направления по работе с предприятиями ТЭК компании САТЕЛ Тимур Рахимов:
Под действие указа президента РФ об импортозамещении в энергетике подпадают любые виды ИТ-решений, используемых на предприятиях отрасли — как программно-аппаратные комплексы (ПАК), так и программное обеспечение (ПО). Это означает, что, если ранее предприятие преимущественно пользовалось зарубежными решениями, то теперь приходится менять практически всю технологическую и ИТ-инфраструктуру. Поэтому российские разработчики уделяют повышенное внимание решению задачи совместимости решений, которые интегрируются в системы предприятия, и используемых на нём зарубежных программных продуктов и ПАК. Отечественные ИТ-компании действуют в связке со специалистами предприятий и выстраивают план-график мероприятий по инсталляции решений, последовательно охватывая один кластер оборудования за другим.
Детальное планирование всех операций по объединению действующего иностранного ПО и российских решений критически важно для предотвращения дополнительных расходов предприятия. Чтобы избежать издержек, связанных с выводом производственных систем из эксплуатации, необходимо заранее учесть все «подводные камни», которые могут всплыть при настройке совместимости решений. Поэтому так важно, чтобы разработчики и представители предприятий ТЭК работали в команде и заблаговременно согласовывали все шаги.
Если говорить об оптимальном сроке перехода компаний энергосектора на отечественные решения, то сложно выделить какой-то определённый период для всей отрасли, очевидно лишь, что это должен быть более поздний срок, чем обозначенный 2025 год. На действующих объектах ТЭК надо в индивидуальном порядке определять сроки проведения мероприятий по внедрению российских ПАК и ПО, согласовываясь с утверждённым графиком активностей в области модернизации и ремонтных работ на предприятии. В то же время некоторые крупные компании уже провели предварительную оценку необходимых преобразований и сформулировали желаемый срок перехода. Группа «Россети» предложила 2026 год в качестве оптимального срока в отношении ПО и 2028 год – в отношении ПАК. Что касается оценки той доли, которую на данный момент продолжают занимать иностранные решения среди всей совокупности ПАК и ПО на предприятиях ТЭК, то она в целом остаётся достаточно высокой, что подтвердили аналитики Минэнерго.
Источник:  Elec.ru
Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте, Одноклассники