По оценкам института, положительная динамика производства фиксируется на протяжении всего квартала, а темпы сокращения спроса продолжают замедляться.
Индикаторы состояния производства и спроса на промышленную продукцию в России — индексы ИПЕМ-производство и ИПЕМ-спрос — в марте 2021 года изменились разнонаправленно: индекс производства увеличился на 4,7 %, индекс спроса снизился на 1 % (здесь и далее — все процентные показатели относительно марта 2020 года). О методологии расчета индексов — в справочной информации.
Падение спроса на продукцию добывающих отраслей в марте снова немного замедлилось и составило 1,3 % (-3,2 % за период январь ̶ март 2021 года).
Добыча нефти в прошедшем месяце сократилась относительно марта 2020 года на 9,3 % до 43,3 млн тонн, экспорт — на 17,7 % до 17,7 млн тонн. Основным ограничивающим фактором остаётся сделка ОПЕК+. Согласно действующим с января 2021 года условиям, уровень суммарного сокращения добычи должен был снизиться с 7,7 до 5,8 млн барр./сутки (для России — на 14 % от базового уровня). Однако по итогам заседания 3 декабря 2020 года данный уровень был скорректирован и составил 7,2 млн барр./сутки, что позволит России нарастить добычу примерно на 125 тыс. барр./сутки. Для России было дополнительно согласовано смягчение данных условий на период февраль-март 2021 года (плюс 65 тыс. барр./сутки), также согласовано увеличение добычи в апреле 2021 года на 130 тыс. барр./сутки.
В марте 2021 года продолжили расти экспортные поставки газа. Основным фактором роста продолжает оставаться установление холодных погодных условий на территории Европы, на фоне которых уровень заполненности ПХГ в марте продолжал снижаться и достиг близких к рекордным значений — 32,0 %. С начала года поставки газа в Германию выросли на 33,3 %, в Польшу — на 18,5 %, в Финляндию — на 67,4 %, в Турцию — в два раза относительно аналогичного периода прошлого года.
В марте 2021 года экспортные поставки угля продолжили расти. Рост экспорта угля продолжается как в европейские страны, так и в страны Азии: поставки угля в Китай из России растут на фоне введения Китаем с ноября 2020 года запрета на импорт угля из Австралии (доля австралийского угля в импорте Китая в 2019 году составляла 50 %). Экспорт в Европу продолжает расти во многом под влиянием высоких цен на газ.
Спрос на продукцию низкотехнологичных отраслей промышленности в марте ускорил снижение: −4,2 % к марту 2020 года (-4,8 % за январь-март 2021 года).
В сегменте среднетехнологичных отраслей начался ожидаемый рост спроса — в марте 2021 года он составил 1,7 % (-0,3 % за период январь — март 2021 года). Внутренний спрос на черные металлы сократился на 20,8 %, при этом экспортные поставки увеличились на 4,8 %. Спрос на цветные металлы в марте 2021 года со стороны внутреннего рынка вырос на 31,3 %, поставки на внешний рынок продолжили падение (-17,8 %). Спрос на химические и минеральные удобрения в марте 2021 года на внутреннем рынке сократился на 10,6 %, поставки на внешний рынок сократились на 3,5 %. Экспортные поставки цемента в марте 2021 года сократились на 40,3 %, внутренний спрос на цемент — на 30,0 %. Одной из возможных причин падения внутреннего спроса является традиционное для начала года замедление финансирования ряда проектов. По данным Росстата в феврале 2021 года объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», остался на сопоставимом с аналогичным периодом прошлого года уровне (+0,1 % за период январь — февраль 2021 года).
Индекс спроса в высокотехнологичных отраслях в марте 2021 года замедлил падение и составил −7,2 % к марту 2020 года (-15,7 % за период январь-март 2021 года). Отгрузка машиностроительной продукции на сети железных дорог в марте 2021 года выросла на 6,3 % к аналогичному периоду прошлого года, в экспортном направлении — на 22,2 %, при этом поставки на внутренний рынок сократились на 3,6%, Производство легковых автомобилей по данным Росстата в феврале 2021 года выросло на 6,3% (+3,3 % за период январь-февраль 2021 года).
Продолжается резкое падение выпуска грузовых вагонов на фоне перенасыщения рынка, снижения спроса и сокращения объёма перевозок (-12,2 % в феврале 2021 года, −19,9 % за период январь — февраль 2021 года). Производство пассажирских вагонов в феврале 2021 года сократилось впервые за долгое время на 14,6 % (+3,3 % за период январь-февраль 2021 года).
Источник: Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ)