Минстрой предлагает включать в тарифы на тепло и воду расходы на строительство и обслуживание «цифровой инфраструктуры», включая установку интеллектуальных приборов учета. В некоторых регионах это может привести к росту общего платежа за ЖКХ сверх инфляции. ФАС выступает против изменений принципов расчета платежа. Долгие годы регуляторы сдерживали индексацию тарифов на уровне 3-6 %, говорят эксперты, считая их рост сверх инфляции вполне ожидаемым.
Расходы на создание и обслуживание «цифровой инфраструктуры», в том числе программ, сайтов и «технических средств», предлагается включать в тариф на тепло и воду.
Минстрой направил соответствующий проект постановления правительства в профильные ведомства.. В министерстве отметили, что инициатива позволит включать в инвестиционные программы компаний IT-мероприятия, в том числе «умные» системы учета. Увеличение тарифов на воду и тепло может помочь Минстрою провести масштабную цифровизацию строительной отрасли и ЖКХ стоимостью 393 млрд руб. до 2030 года. Речь идет об установке типовых систем управления снабжения ресурсами, включая интеллектуальные приборы учета, умные датчики, системы контроля зданий и т. д. Цифровые системы, надеются в Минстрое, снизят аварийность инфраструктуры и повысят срок ее службы.
Вместе с тем поправки Минстроя могут привести к росту общего платежа за коммунальные услуги выше инфляции, следует из проекта постановления.
Рост общего платежа ограничен предельным индексом. Согласно документу, индекс в отдельном муниципальном образовании можно будет установить выше регионального уровня. Впрочем, есть определённые сомнения, что инициатива будет одобрена: аналогичные поправки планировалось ввести для включения в сетевые тарифы цен на умные электросчетчики, но предложения так и не приняты.
В ФАС уже сказали, что не поддерживают изменения принципов предельных индексов платы граждан. Меры защиты граждан от необоснованного роста цен за ЖКХ должны оставаться прежними, считают в службе. В Федеральной антимонопольной службе также подчеркивают, что возможность учета затрат, в том числе и на цифровизацию, уже предусмотрена законодательством: для этого требуется обосновать ее необходимость.
В Минстрое заявили, что поправки не повлияют на величину тарифов на коммунальные услуги для населения, поскольку индексы изменения платы граждан утверждаются в конце года распоряжением правительства.
Повышение размера платы выше предельных индексов не допускается, говорят в Минстрое. В Совете производителей энергии поддерживают возможность учета в тарифе расходов на внедрение и эксплуатацию цифровой инфраструктуры. Сейчас возможность включения таких расходов в тариф напрямую не предусмотрена, утверждают там. Регулирование тарифов не меняется и сохраняется ограничение роста тарифа индексом изменения размера платы граждан, говорят в ассоциации.
В «Т Плюс» сообщили, что заинтересованы в инициативе Минстроя.
«Наши расходы на программное обеспечение и информационную безопасность растут. Чтобы обеспечить качественную работу IT-инфраструктуры, от которой зависят многие процессы, необходимы источники. С внедрением цифровой инфраструктуры будет возрастать и качество услуг», — пояснили в компании.
Там отмечают, что пока не проводили оценку увеличения тарифов в регионах с тарифным регулированием, при этом в регионах с ценообразованием по методу альтернативной котельной цены не изменятся.
«Во втором полугодии 2022 года в городах-миллионниках плата за ЖКУ составит 6-11 тыс. руб. на семью из трех человек в двухкомнатной квартире», — говорит Алексей Фаддеев из Института проблем естественных монополий.
Аналитик отмечает, что тепло- и водоснабжение — основная статья в структуре платы за ЖКУ (51-67 %). Среднегодовой прирост платы со второго полугодия 2016 года составляет 3-6 %. Он подчеркивает, что в текущем году налицо дисбаланс между тарифами за ЖКУ и инфляцией, которая, очевидно, будет выше. В таких условиях можно сокращать издержки ресурсоснабжающих организаций (в первую очередь, инвестиционные) и расширить применение бюджетных субсидий для малообеспеченных граждан. Однако, считает Алексей Фаддеев, эти механизмы имеют ограниченный потенциал применения, поэтому повышение тарифов сверх инфляции представляется ожидаемым.
Из-за цифровизации вырастут цены на тепло и воду
- Вчера в 09:32
- 14
- Поделиться
- Пожаловаться
Минстрой предлагает включать в тарифы на тепло и воду расходы на строительство и обслуживание «цифровой инфраструктуры», включая установку интеллектуальных приборов учета. В некоторых регионах это может привести к росту общего платежа за ЖКХ сверх инфляции. ФАС выступает против изменений принципов расчета платежа. Долгие годы регуляторы сдерживали индексацию тарифов на уровне 3-6 %, говорят эксперты, считая их рост сверх инфляции вполне ожидаемым.
Расходы на создание и обслуживание «цифровой инфраструктуры», в том числе программ, сайтов и «технических средств», предлагается включать в тариф на тепло и воду.
Минстрой направил соответствующий проект постановления правительства в профильные ведомства.. В министерстве отметили, что инициатива позволит включать в инвестиционные программы компаний IT-мероприятия, в том числе «умные» системы учета. Увеличение тарифов на воду и тепло может помочь Минстрою провести масштабную цифровизацию строительной отрасли и ЖКХ стоимостью 393 млрд руб. до 2030 года. Речь идет об установке типовых систем управления снабжения ресурсами, включая интеллектуальные приборы учета, умные датчики, системы контроля зданий и т. д. Цифровые системы, надеются в Минстрое, снизят аварийность инфраструктуры и повысят срок ее службы.
Вместе с тем поправки Минстроя могут привести к росту общего платежа за коммунальные услуги выше инфляции, следует из проекта постановления.
Рост общего платежа ограничен предельным индексом. Согласно документу, индекс в отдельном муниципальном образовании можно будет установить выше регионального уровня. Впрочем, есть определённые сомнения, что инициатива будет одобрена: аналогичные поправки планировалось ввести для включения в сетевые тарифы цен на умные электросчетчики, но предложения так и не приняты.
В ФАС уже сказали, что не поддерживают изменения принципов предельных индексов платы граждан. Меры защиты граждан от необоснованного роста цен за ЖКХ должны оставаться прежними, считают в службе. В Федеральной антимонопольной службе также подчеркивают, что возможность учета затрат, в том числе и на цифровизацию, уже предусмотрена законодательством: для этого требуется обосновать ее необходимость.
В Минстрое заявили, что поправки не повлияют на величину тарифов на коммунальные услуги для населения, поскольку индексы изменения платы граждан утверждаются в конце года распоряжением правительства.
Повышение размера платы выше предельных индексов не допускается, говорят в Минстрое. В Совете производителей энергии поддерживают возможность учета в тарифе расходов на внедрение и эксплуатацию цифровой инфраструктуры. Сейчас возможность включения таких расходов в тариф напрямую не предусмотрена, утверждают там. Регулирование тарифов не меняется и сохраняется ограничение роста тарифа индексом изменения размера платы граждан, говорят в ассоциации.
В «Т Плюс» сообщили, что заинтересованы в инициативе Минстроя.
«Наши расходы на программное обеспечение и информационную безопасность растут. Чтобы обеспечить качественную работу IT-инфраструктуры, от которой зависят многие процессы, необходимы источники. С внедрением цифровой инфраструктуры будет возрастать и качество услуг», — пояснили в компании.
Там отмечают, что пока не проводили оценку увеличения тарифов в регионах с тарифным регулированием, при этом в регионах с ценообразованием по методу альтернативной котельной цены не изменятся.
«Во втором полугодии 2022 года в городах-миллионниках плата за ЖКУ составит 6-11 тыс. руб. на семью из трех человек в двухкомнатной квартире», — говорит Алексей Фаддеев из Института проблем естественных монополий.
Аналитик отмечает, что тепло- и водоснабжение — основная статья в структуре платы за ЖКУ (51-67 %). Среднегодовой прирост платы со второго полугодия 2016 года составляет 3-6 %. Он подчеркивает, что в текущем году налицо дисбаланс между тарифами за ЖКУ и инфляцией, которая, очевидно, будет выше. В таких условиях можно сокращать издержки ресурсоснабжающих организаций (в первую очередь, инвестиционные) и расширить применение бюджетных субсидий для малообеспеченных граждан. Однако, считает Алексей Фаддеев, эти механизмы имеют ограниченный потенциал применения, поэтому повышение тарифов сверх инфляции представляется ожидаемым.
Источник:  ИД «Коммерсантъ», Полина Смертина